Галина Половина

искусствовед,

член ВТОО "Союз художников России",

член Общероссийской Ассоциации искусствоведов,

заведующая научно-экспозиционным отделом Белгородского государственного

художественного музея

 

Вступительная статья                                                     для альбома Ольги Поповой "Погружение"

Есть люди, мимо которых проходишь равнодушно, не оглядываясь.

Есть те, которые тебя чем-то «цепляют»,

и ты стремишься проникнуть в это что-то,

понять - чем, а поняв, зачастую испытываешь разочарование.

 Но есть исключительные личности, которые погружают тебя в свой мир

помимо твоей воли, увлекая, завораживая обаянием,

энергией и мятежной красотой стихийной жизни своей души.

И чем больше ты погружаешься в этот волнующий мир,

тем больше открываешь нового и неведомого в себе и вокруг себя.

Художник Ольга Попова – из этой редкой категории.

При всей парадоксальности её понимания мира,

какого-то неспокойного, нервного ритма внутренней жизни,

её творчество абсолютно цельное с этой жизнью явление.

Даже выбор видов, жанров и техник искусства

(гобелен, графика – акварель, иллюстрация, «ню»),

их предпочтение другим техниками и материалами,

способность переплести богатейшие технические приёмы

одного вида искусства с другим – есть органичное

 и естественное продолжение в творчестве

её мощной женственной природы.

При этом у Поповой абсолютно высокий профессионализм,

явственно ощутимая качественная отечественная школа ХХ века,

твёрдая рука, чёткое понимание целей и задач конечного результата,

крупный формат, монументальность большинства произведений

(гобелены, театральные занавесы),

трудолюбие, терпение – её вторая,

не менее сильная (возможно мужская?) ипостась в  женской натуре.

Ольга Попова относится не только к редкому типу людей,

но и к редкому типу художников,

из тех, кто путём упорных экспериментов и поисков

 смог примирить в своём творчестве разные виды искусства,

несопоставимые на первый взгляд.

Гобелен и акварель у Поповой не просто «примирились»,

а стали взаимообогащающим,

по-новаторски смелым гармоничным художественным союзом.

 «Тяжёлая тканая структура гобелена» не только приняла

нежные переливы «акварельного пятна» в свою канву,

она органично объединила два противоборствующих

 между собой начала – мужского и женского,

став носителем «передачи тонких вибраций чувств» самого автора.  И, тем не менее, в работах Поповой,

при всей очевидной эмоциональной составляющей,

всегда остро ощущается авторская мысль – яркая, нестандартная,

покоряющая своим особым «ракурсом» проблематики,

и эта мысль первична, она основа произведений…

В её гобеленах и графических листах, созданных в разные годы,

 особенно отчётливо просматриваются поиски темы,

которая отражает личностные  представления автора

об изменчивости мира,

её стремление проникнуть в самую сущность

извечно волнующих вопросов,

таких как человек и вселенная, любовь и скорбь, свобода и смирение.

И даже скорее не проникнуть  в эти  таинства

вселенского  мироустройства

 (слово совершенно не из обихода художницы),

а погрузиться в тему – глубоко и по возможности всеобъемлюще.

Но всё же главным и неоспоримым достоинством Ольги

всё-таки была и остаётся неутомимая потребность автора

передать художественными средствами сложнейшие тонкие

движения внутренней жизни человека: переживания,

волнения, страдания и боль, восхищение и радость,

смятение и откровение … 

Эти сильные эмоции «колотят набатом

какой-то леденящей жути» не только в душе художника,

они звонят и в наши души её экспрессивными,

порой бьющими наотмашь работами,

побуждая к размышлениям на те же вечные темы:

о любви и ненависти, хрупкости человеческой жизни,

бренности земного бытия, тайне прошлого и будущего,

завораживающей "мистической красоте вселенского хаоса"  ...

 

copyright © Галина Половина